МАТЕРИАЛЫ

Мотоциклетные шины изготавливают из разнообразных полимеров, пигментов, химических добавок и более сотни различных видов каучука. Широкий диапазон компонентов и их пропорций позволяет делать резину с различными свойствами и характеристиками. Шины из более мягкой резины имеют лучшее сцепление с дорогой, но быстрее изнашиваются. Шины из жесткой резины более износоустойчивы, но дольше прогреваются и обладают худшими сцепными характеристиками. Крупные мировые концерны, такие, как Cooper, Dunlop, Bridgestone и другие, тратят миллионы долларов на исследования и опыты, создавая химические лаборатории и привлекая лучших ученых. Они тестируют различные пропорции компонентов, изменяя твердость и эластичность состава, температурные характеристики, коэффициенты трения. Однако, как и сто лет назад, ключевым компонентом для изготовления шин является каучук. Для улучшения эксплуатационных качеств и характеристик к нему добавляют серу и мельчайшую кварцевую пыль - «силику». Эти добавки улучшают сцепление с дорогой и увеличивают износоустойчивость.

Смешивая все компоненты при определенных температурах, получают однородную вязкую массу, которая, остывая, превращается в резину. После чего её режут на заготовки, которые станут деталями шин. Потом заготовки собираются на каркасе и прессом соединяются вместе. Получившаяся в результате шина подвергается вулканизации в горячем прессе, в ходе чего детали сплавляются с монолитную конструкцию, а на поверхность шины наносится рисунок протектора и маркировка.

СТРОЕНИЕ МОТОШИНЫ

типы каркасов мотошин

Основой мотошины является каркас, представляющий собой несколько слоев корда, натянутых определенным образом между двумя бортовыми кольцами из стальной проволоки. Каркас является несущей частью мотоциклетной шины, противостоящей деформациям, принимая на себя внешние нагрузки, а также  внутреннюю нагрузку от давления воздуха. Корд мотоциклетных шин представляет собой тканое полотно из хлопка, вискозы, капрона и даже кевлара. Реже - из стальной проволоки.

В зависимости от направления волокон корда, полученного при наложении одного слоя корда на другой, шины принято разделять на радиальные (RADIAL), диагональные (BIAS) и диагонально-опоясанные (BIAS-BELTED).

В радиальной шине направление волокон всех слоев корда параллельно друг другу и перпендикулярно плоскости колеса.

В диагональных покрышках слои корда накладываются крест-накрест, так, чтобы направление волокон было по диагонали от одного борта к другому.

Диагонально-опоясанные шины изготавливаются диагональным наложением слоев корда, но усиливаются поясом жесткости из дополнительных слоев корда.

Тип конструкции конкретной покрышки можно определить по маркировке, нанесенной на её боковине. Литера «R» в маркировочном коде указывает на радиальную покрышку, знак «-» на диагональную, а литера «В» на диагонально-опоясанную.

РАДИАЛЬНЫЕ ИЛИ ДАГОНАЛЬНЫЕ  -  МУКИ ВЫБОРА

То место мотошины, которое соприкасается с дорожным покрытием,  деформируется - становится плоским из-за веса мотоцикла. Это место называется «пятном контакта». При езде пятно контакта перемещается по поверхности покрышки, вследствие чего происходит постоянная деформация по всему периметру колеса и нагрев покрышки.

Радиальные мотошины от таких деформаций меньше нагреваются и меньше изнашиваются. Однако, нагрев улучшает сцепление шины с асфальтом. Оптимальная рабочая температура некоторых спортивных (гоночных) мотопокрышек – 80-90 градусов. Соответственно, прогреть радиальную покрышку до такой рабочей температуры сложнее и дольше, чем диагональную. Диагональные мотопокрышки обладают повышенной упругостью каркаса, поэтому, деформируясь, они быстрее нагреваются. Но и изнашиваются они тоже быстрее. Зато диагональные покрышки обладает намного большей устойчивостью к ударным и боковым нагрузкам, что важно для тяжелых мотоциклов и тяжелых условий эксплуатации. Жесткость диагонального каркаса позволяет изготавливать покрышки с более высоким профилем, в то время, как профиль радиальных шин той же ширины будет ниже. Ну и, наконец, технологически производство диагональных покрышек проще, чем производство радиальных, поэтому цена диагональных покрышек ниже.

Несмотря на ряд плюсов диагональных покрышек, на российском рынке наиболее распространены радиальные мотошины. Они являются самыми износоустойчивыми, способны выдерживать большие скорости, они менее шумные, и даже обеспечивают меньший расход топлива за счет меньшего сопротивления качению. Диагональные мотопокрышки, как правило, используются лишь на эндуро и тяжелых крузерах. В то время, как радиальные выпускаются в любых размерностях, полностью покрывая все классы, марки и модели мотоциклов.

Какой бы тип покрышек Вы не применяли, существует одно правило: если на мотоцикле передняя покрышка радиальная, то установка сзади диагональной – запрещена.  В противном случае мотоцикл становится неуправляемым, получая избыточную поворачиваемость.

КАМЕРНЫЕ И БЕСКАМЕРНЫЕ ШИНЫ

Кроме классификации по типу каркаса, шины также можно разделить на камерные и бескамерные. При использовании бескамерных шин герметичность накачанного колеса обеспечивается плотным прилеганием борта покрышки к ободу колесного диска. Камерные же шины рассчитаны на наличие внутри себя накачанной камеры, создающей внутреннее давление.

Бескамерная моторезина проще ремонтируется в дороге, т.к. в случае прокола не требуется снятие колеса и его разбортирование, можно лишь поставить жгут и продолжить движение. Камерные же покрышки потребуют от Вас снять и разбортировать колесо, извлечь камеру, заклеить ее заплаткой и снова собрать колесо.

Однако, камерные шины незаменимы для бездорожья: экстремальная езда по пересеченной местности предусматривает сильные деформации покрышек, при которых плотное прилегание борта бескамерной шины к ободу колеса не может быть гарантировано.

Также камерные шины находят свое применения в спицованных колесах чопперов, где бескамерная резина не может использоваться по причине негерметичности обода колеса.

ПРОТЕКТОР

Протектором мотошины называется часть поверхности покрышки, предназначенная для соприкосновения с дорожным покрытием. Канавки на поверхности протектора называются рисунком протектора. Назначение рисунка протектора у разных мотоциклов – разное. Для спортбайков, предназначенных для езды по треку, рисунок протектора не нужен, т.к. часто нарезанные канавки протектора сильно уменьшают площадь контакта покрышки с асфальтом и отрицательно сказываются на сцеплении мотоцикла с поверхностью трека. Мотогонщики используют слики - мотошины без рисунка, абсолютно гладкие, обеспечивающие максимальное сцепление с асфальтом. Однако, максимальным это сцепление будет только при сухом асфальте. При малейшем дожде слики приведут к аквапланированию, пробуксовке колеса и падению на первом же повороте. На мотоциклах, служащих для повседневного городского использования, рисунок протектора служит для отведения воды с пятна контакта, что улучшает сцепление с асфальтом в случае езды по мокрой дороге. На мотоциклах двойного назначения (эндуро) рисунок протектора отличается своей «агрессивностью» и служит уже в качестве грунтозацепа, для езды по пересеченной местности, при отсутствии дорог с твердым покрытием. Такая моторезина не годится для асфальтовых дорог и сотрется от контакта с асфальтом очень быстро.

МАРКИРОВКА МОТОЦИКЛЕТНЫХ ШИН

Маркировочный код, наносимый на боковину покрышки методом горячего прессования (вулканизации), содержит в себе всю информацию о параметрах конкретной шины. В нем содержатся данные о таких параметрах, как ширина покрышки, высота её профиля, индекс скорости, тип каркаса, посадочный диаметр и другие.

Рассмотрим конкретный пример:

если в каталоге указана шина AVON Distanzia 120/70 R 17 M/C 58 H TL, это значит, что:

производителем шины является компания AVON (Cooper Tyre), модель называется Distanzia,

120 – это ширина профиля покрышки в миллиметрах,

70 – высота профиля в процентах от ширины,

R - указывает на радиальное строение каркаса шины,

17 – диаметр посадочного кольца покрышки (монтажный диаметр диска) в дюймах,

M/C – код говорит нам о том, что перед нами именно мотоциклетная покрышка,

58 - индекс нагрузки, говорящий о максимальной массе, которую покрышка выдержит с номинальным давлением воздуха (масса определяется по таблице),

Н – индекс скорости, говорящий о максимальной скорости, на которую рассчитана данная шина (в данном случае – до 210 км/ч, индекс скорости также определяется по таблице),

TL – означает бескамерную покрышку (от английского TubeLess– бескамерная; камерная обозначается кодом ТТ – TubeType).

индексы скорости и нагрузки

Кроме основных маркировок на мотоциклетные покрышки наносятся и дополнительные. Например, стрелкой и надписью Rotation обозначается направление вращения колеса, в случае, если резина направленная. Литерой F (или надписью Front wheel) обозначается покрышка, предназначенная только для переднего колеса. Покрышка для заднего колеса маркируется словами Rear или Rear wheel.

К дополнительной маркировке также относится и указание индекса жесткости, говорящего о степени жесткости резины, из которой сделана шина. Жесткость, как мы уже говорили, влияет на скорость прогрева, на сцепные характеристики и на износ покрышки.

Индекс жесткости обычно обозначается так:

  • K0–supersoft–самая мягкая
  • K1- soft-мягкая
  • K2– medium-soft-полу-мягкая
  • RS1–medium-средняя
  • RS2-medium-hard–полу-жесткая
  • RS3- hard- жесткая

На всех мотошинах указывается дата изготовления шины, например 1212— указывается в виде четырех цифр. Первые две цифры означают неделю с начала года, вторые две цифры — это год. В нашем случае — это 12-я неделя 2012 года.

Кроме того, на мотошины может наноситься маркировка, сообщающая о максимальном давлении воздуха, о прохождении испытаний и соответствии различным стандартам безопасности.