Одежда для мотоциклистов: сертификация CE
Можно утверждать, что большая часть мотоциклетной экипировки, доступной в течение последних лет, технически не была законной. С 1994 года любая одежда, называемая средством индивидуальной защиты, должна была доказать, что она соответствует стандарту CE - в случае с мотоциклетными куртками, брюками и костюмами из одной/двух частей, это было сделано путем тестирования по стандарту EN 13595. Но большинство мотоциклетной экипировки продается как "незащищенная", и только встраиваемые защитные элементы проходят испытания на соответствие стандартам CE.
Это было связано с тем, что маркетинговые отделы многих производителей и мотоциклетные СМИ описывали эту одежду как защитную, что приводило к путанице среди потребителей.
С 21 апреля 2018 года вступило в силу новое законодательство, которое должно, по крайней мере, положить конец этой путанице.
Мы поговорили с Полом Варнсверри, техническим директором компании PVA-PPE Group, которая консультирует компании по всему миру, желающие продавать средства защиты на территории ЕС. Изначально Пол занимался производством одежды для мотоциклистов, в течение десяти лет управляя собственным бизнесом - Swift Leathers, который в то время был высококлассным производителем одежды по индивидуальным заказам. Позже он помог создать линейку мотоциклетной одежды с маркировкой CE в компании RS Performance Protection, а в 1996 году стал внештатным консультантом по средствам индивидуальной защиты (СИЗ) в различных областях, включая промышленную, спортивную, полицейскую и мотоциклетную.
"В течение многих лет выбор мотоэкипировки сводился к CE - Conformité Européenne или Caveat Emptor", - говорит нам Пол. "Вы могли купить то, что прошло независимое тестирование, или самостоятельно оценить качество.
Работодатели давно обязаны обеспечивать сотрудников СИЗ в случае необходимости, поэтому, например, полицейские используют одобренную CE кожаную экипировку BKS и Hideout. Но поскольку стандарты были очень жесткими, потребительская мотоэкипировка обычно продавалась как не защищающая, чтобы не считаться СИЗ.
"У Европейской комиссии был 20-летний опыт того, как мотоциклетная индустрия - массово - пыталась избежать своих юридических обязательств в соответствии с Директивой 89/686/EEC о средствах индивидуальной защиты от 1989 года. Предположительно, именно поэтому в январе 2016 года она заставила евродепутатов в Европарламенте заявить, что с 21 апреля 2018 года - даты полного введения в действие нового регламента 2016/425 - вся одежда для мотоциклистов будет являться СИЗ и должна быть протестирована и сертифицирована независимым органом.
"Комиссия, как предполагается, рассмотрела все лазейки, которые использовала индустрия, и как их закрыть. Единственный предмет мотоциклетной одежды, который теперь не будет считаться защитной одеждой, - это специальная дождевая одежда, не имеющая другого назначения и не способная принять какую-либо форму защиты. Просто внешняя одежда, которая не пропускает влагу".
А как насчет мотокурток из вощеного хлопка?
"Если там нет защитных элементов, то это одежда от дождя, - говорит Пол, - потому что, конечно, вощеный хлопок также носят как модный и съемный аксессуар. Так уж сложилось, что некоторые люди носят его на мотоцикле, потому что он соответствует стилю и эпохе их байка. Но если на нем написано, что он предназначен для байкеров, то это СИЗ".
"Есть еще пара исключений, но Комиссия и Европейский парламент, очевидно, очень внимательно изучили те случаи, когда исключения применялись не по назначению, и разобрались с этим".
Стало ли это причиной удорожания мотоэкипировки байков?
Потенциально это могло произойти, и многие бренды столкнулись с увеличением расходов. Начнем с того, что все должно быть протестировано и сертифицировано, но по сравнению со стоимостью тестирования, которую платили компании, уже выпускающие продукцию по стандарту EN 13595, новый процесс тестирования мог бы стоить в три раза больше; однако конкуренция на рынке среди испытательных центров позволила сдержать рост цен.
Кроме того, чем больше данных получают компании, тем больше они могут внедрить полученные знания в новые продукты, распространить их и окупить затраты. Следует также отметить, что некоторые из первых компаний, выпустивших полностью одобренный CE комплект не показали заметного увеличения стоимости для своих потребителей.
Кто стоит за всем этим?
Постановление, согласно которому все мотоциклетное снаряжение теперь является средствами индивидуальной защиты, было принято Европейским парламентом. Способ, которым производители могут соответствовать этому законодательству, - это стандарты, установленные Европейским комитетом по стандартизации (CEN), который является отдельным органом по отношению к парламенту, так же как Британский институт стандартов (BSI) - это не правительственный орган, а отдельное предприятие, которое является национальным агентством по стандартизации. Членами CEN являются все национальные органы по стандартизации в европейских странах-членах, в том числе DIN в Германии, AFNOR во Франции, UNI в Италии и т. д., а также BSI.
CEN поручил рабочей группе (WG9), состоящей из заинтересованных сторон в производстве мотоциклетной одежды, таких как производители, испытательные центры и т.д., разработать стандарты, необходимые для мотоциклетной одежды.
Постановление 2016/425 - это законодательный акт, которому должна соответствовать вся мотоэкипировка. prEN 17092 - это предварительный проект метода тестирования, который, в случае его соблюдения, позволяет производителю соответствовать этому постановлению, а его продукции - получить сертификат CE. Проще говоря, с 21 апреля 2018 года все комплекты должны были иметь доказательства того, что они являются защитными.
Изначально доказательством служила либо сертификация по стандарту EN 13595 (до апреля 2023 года, когда существующие сертификаты, выданные в соответствии с директивой по СИЗ, стали недействительными), либо сертификация по новому стандарту prEN 17092, который с марта 2020 года стал EN 17092, поскольку он больше не является временным.
Предполагалось, что стандарт EN 13595 будет действовать наряду с EN 17092, но по ошибке был отозван Европейским агентством по стандартизации, и в настоящее время предпринимаются усилия по исправлению ошибки, чтобы его можно было использовать для сертификации новой мотоодежды или обновления существующей сертификации "EC" на "EU" в соответствии с новым регламентом.
Но это был всего лишь проект стандарта, когда все началось.
"По состоянию на апрель 2018 года в проекте стандарта наблюдалась большая стабильность, - говорит Пол, - и он был примерно таким же, как и в середине 2017 года". Раньше этого срока стандарт prEN 17092 развивался чрезвычайно быстро - контрольные точки иногда перемещались еженедельно, - что сильно затрудняло адаптацию продуктовых линеек, особенно с учетом типичного двухлетнего или более цикла проектирования и производства.
После ряда задержек prEN17092 был наконец направлен в национальные органы по стандартизации стран-членов ЕС для окончательного утверждения, и EN 17092:2020 был опубликован в марте 2020 года.
"Проект стандарта был логичным подходом", - говорит Пол. "Если вы соответствовали проекту стандарта, а к моменту публикации окончательного стандарта произошли незначительные изменения, все, что вы делали, - это перепроверяли затронутые материалы или компоненты. Иначе это была просто бумажная волокита".
Разве в связи с Brexit мы не можем просто игнорировать все это?
Любой производитель в любой стране - включая Великобританию, Китай, США, Индию, Пакистан и т. д., - который хочет продавать мотоциклетную одежду членам Европейского союза с 21 апреля 2018 года - независимо от того, продает ли он ее онлайн или нет - должен соответствовать Постановлению о средствах индивидуальной защиты 2016/425.
Небольшая британская компания, которая хочет серьезно ограничить свой потенциал роста, может подумать, что она может решить проигнорировать Европейский регламент и продавать товары только британским клиентам после того, как мы покинем Европейский союз, но это может оказаться не так. Британское правительство заявило, что с 29 марта 2019 года все действующие на эту дату законы ЕС будут автоматически приняты в законодательство Великобритании, а затем в течение следующих недель, месяцев и лет парламент будет просматривать их в порядке приоритетности, чтобы решить, что оставить, что изменить, а что отменить.
Кроме того, Британский институт стандартов (BSI) уже дал понять, что он (разумно) продолжит свое членство в CEN, независимо от того, какие решения будут приняты относительно будущего страны. Таким образом, BSI продолжит участвовать в разработке европейских стандартов и, как правило, публиковать их в качестве британских стандартов (как они делали это в прошлом).
В течение двух лет после окончания переходного периода Brexit знак CE будет оставаться действительным в Великобритании, но в это время будет учрежден знак UKCA (United Kingdom Conformity Assessed), который заменит знак CE на британском рынке.
Наконец, большинство европейских брендов собирают свою продукцию в Азии, поэтому, если они производят куртку с маркировкой CE для 27 стран-членов ЕС, они вряд ли будут делать другую для небольшого британского рынка, хотя со временем им придется маркировать свою продукцию двойными знаками CE и UKCA, чтобы охватить обе базы.
Почему это было вывалено на индустрию в столь неподходящий момент?
Некоторые могут возразить, что это не так. Все, что считается средствами индивидуальной защиты, всегда должно было соответствовать Директиве 89/686/EEC, которая была введена 21 декабря 1989 года и полностью вступила в силу 30 июня 1994 года. Чтобы соответствовать этому требованию закона, куртки, брюки, костюмы из одной и двух частей должны были пройти испытания на соответствие стандарту EN 13595:2002.
Мото ботинки должны были соответствовать стандарту EN 13634:2015, мотоперчатки - EN 13594:2015, локтевые, коленные, тазобедренные и плечевые протекторы - EN 1621-1:2012, а протекторы спины - EN 1621-2:2014. EN 1621-4:2013 касается защитных подушек безопасности, активируемых шнурком, а EN 14021:2013 - специализированных защитных подушек, например, для внедорожников.
Помимо того, что тестирование и сертификация требуют затрат на производство, многие продукты, особенно текстиль, просто не соответствуют требуемым стандартам. Поэтому производители просто избегали говорить о том, что их продукция является защитной (часто можно встретить этикетку, на которой написано, что изделие не предназначено для защиты).
Это сбивало покупателей с толку, а некоторые бренды размещали на одежде огромные ярлыки "CE-approved", которые относились к защите, а не к одежде. Другие взяли в привычку заявлять о своем бренде как о производителе СИЗ, одобренных СЕ, на этикетке продукта, который не был сертифицирован. Некоторые даже использовали поддельные стандарты тестирования, например, объявляли перчатки одобренными CE, когда они просто соответствовали промышленному стандарту EN 420 по устойчивости к окрашиванию.
Мотоциклетная одежда должна стать либо намного жестче - и тяжелее, - либо индустрия должна согласовать новый набор стандартов, которым будет соответствовать ее продукция. Комитет пытался разработать их с 2010 года. В январе 2016 года Европейский парламент принял решение, которое положило конец двусмысленности и заставило промышленность принять срочные меры.
Чем новые испытания мотоэкипировки отличаются от предыдущего стандарта?
В стандарте EN13595 используются два уровня испытаний, при этом тело делится на четыре зоны: Зона 1 должна быть оснащена защитой от ударов, а также зона 2 должна продержаться четыре секунды на Кембриджской абразивной машине, чтобы соответствовать уровню защиты 1, и 7 секунд, чтобы соответствовать уровню 2. Зона 3 требует 1,8 секунды для уровня 1 и 2,5 для уровня 2, а зона 4 может использоваться для вентиляции и растягивающихся панелей, но при этом должна выдерживать 1 секунду на абразивном станке для уровня 1 и 1,5 секунды для уровня 2.
EN17092 имеет пять уровней испытаний, охватывающих три ключевые зоны одежды - зону 1, зону 2 и зону 3. Образцы испытываются на машине Darmstadt, которая вращает их с заданной скоростью, пока они не падают на плиту из контрольного бетона, где они замедляются до остановки.
Классификация ААА: Самый высокий уровень, при котором машина вращается со скоростью 707,4 об/мин (скорость держателя образца эквивалентна 120 км/ч) в зоне 1, со скоростью 442,1 об/мин (эквивалентна примерно 75 км/ч) в зоне 2 и со скоростью 265,3 об/мин (эквивалентна примерно 45 км/ч) в зоне 3.
Классификация AA: больше подходит для туристического снаряжения, в ней указана скорость в зоне 1 - 412,6 об/мин, 265,3 об/мин в зоне 2 и 147,4 об/мин (эквивалент около 25 км/ч) в зоне 3.
Классификация A: считается подходящей для городской езды, для зоны 1 требуется 265,3 об/мин, для зоны 2 - 147,4 об/мин. К материалам для зоны 3 не предъявляются требования по износостойкости.
Классификация B: такая же, как и A, но защита от ударов не требуется.
Классификация C: охватывает одежду, такую как сетчатые нижние костюмы, которые имеют защиту от ударов для езды по бездорожью.
Важно понимать, что скорость держателя образца не является верным показателем скорости, при которой будет обеспечена защита при скольжении по асфальту в реальном мире. Эксперты, такие как Пол, отмечают, что не стоит полагать, что скорости, время или расстояние, рассчитанные по результатам лабораторных испытаний, будут достижимы в реальных условиях, просто потому, что в одном случае для получения данных используются контролируемые условия и одна спецификация абразивной поверхности, а в другом - хаотичные обстоятельства, в которых на результат может повлиять множество факторов.
Имея практический опыт работы с бетонным покрытием, использовавшимся в ходе испытаний, я согласен с тем, что оно кажется менее абразивным, чем асфальт, обычно используемый на дорогах.
Из каждой зоны берутся образцы для проверки, например, на прочность швов и устойчивость к истиранию. Компания, использующая одни и те же материалы и методы изготовления, например, в двух или более куртках, может получить одобрение в результате одного испытания, при условии, что проверенные детали соединяются проверенным способом в проверенных зонах, а последующие модели одежды добавляются в сертификат. После утверждения этих материалов и методов изготовления их нельзя изменить, в том числе и конкретного поставщика материала.
Что такое дармштадтская машина?
С середины 1990-х годов вся мотоодежда, одобренная CE, проходит испытания на истирание на "кембриджской" машине, в которой используется абразивная лента определенного класса, движущаяся со скоростью 18 миль в час. Испытуемый образец сбрасывается с определенной силой, при этом щетка очищает ленту от мусора, а тонкая металлическая проволока за образцом ломается и прекращает испытание, когда материал истирается насквозь.
Дармштадтская машина сбрасывает образец с предписанными оборотами в минуту, а критерий "прошел/не прошел" определяется по тому, появляется ли в образце дырка. Отверстие не должно быть больше 5 мм в любом измерении. Ранние версии проекта prEN 17092 также требовали расчета расстояния скольжения от первого контакта образца с бетонной поверхностью до его остановки, а также времени замедления до остановки, пока не было отмечено, что если компании по производству одежды используют эту информацию в своей рекламе, а мотоциклист получает травму на меньшей скорости или за меньшее время, чем указано в заявлении, то поставщику будет очень сложно защищать эти требования в суде. Дармштадтский тест создает эталон, подобно Кембриджскому - девятисекундное время истирания на его поясе не означало, что вы гарантированно сможете скользить в течение девяти секунд. Оно может быть меньше, а может быть и больше, в зависимости от множества различных реальных факторов.
Поскольку дармштадтская машина не может продолжать работу до тех пор, пока образец не будет уничтожен, она не так полезна для исследований и разработок, как кембриджская - компания должна представить свой образец для стандарта, которому она хочет соответствовать, а затем посмотреть, пройдет ли он, что означает, что компания, выбравшая АА, могла бы соответствовать ААА, но не узнала бы об этом, пока не заплатила бы за тест снова. В равной степени, если бы они выбрали стандарт AAA, они не узнали бы, в какой момент произошел сбой, если бы он произошел. Конечной точкой теста является момент, когда машина перестает вращаться, а не когда образец выходит из строя.
Дармштадтская машина, возможно, не дает таких серьезных испытаний, как Кембриджская, но это и не нужно промышленности - этот метод помогает установить уровень характеристик, который могут выдержать многие материалы, используемые в настоящее время. "Есть анекдотические свидетельства того, что тканевые и кожаные костюмы, которые не могли пройти EN 13595, спасали людей в реальных авариях", - говорит Пол. "EN 17092 - это очень необходимый стандарт, который позволяет сертифицировать современные технологии, и мы видим, как некоторые материалы, используемые в нижнем сегменте рынка, отсеиваются".
Производители будут все чаще использовать комбинации материалов, так как испытания показали, что один слой очень прочного материала может быть поврежден быстрее, чем два слоя более легкого материала - возможности для поиска новых технологий производства имеются.
Что это значит для изготовленной на заказ одежды?
Например, кожаные изделия, изготовленные на заказ, не будут освобождены от этого законодательства, но многие крупные британские бренды уже соответствуют стандарту EN13595. Сертифицировав материалы и типы швов, используемые в каждой зоне, компания, какой бы индивидуальной ни была ее продукция, все равно сможет легально продавать свою экипировку.
Будут ли мотоциклисты вынуждены носить одежду, одобренную CE, во время езды?
С 21 апреля 2018 года вся одежда для мотоциклистов, поступающая в продажу, будет считаться СИЗ. Но вы не обязаны ее покупать. Хотя в течение некоторого времени в продаже будут присутствовать товары, не имеющие маркировки CE, и другие, имеющие ее, со временем дилерские стойки будут заполнены одеждой стандарта prEN 17092 / EN 17092 (и, возможно, EN 13595). Если все останется как есть, вас не заставят их покупать, хотя во Франции ношение перчаток, одобренных CE, уже является законным требованием.
Однако в наши дни большинство здравомыслящих байкеров все же носят защитную экипировку и, как правило, покупают мотоциклетную одежду. В продаже есть джинсы, легкие куртки и даже толстовки, которые соответствуют требованиям CE, так что, скорее всего, в случае введения обязательного требования будут раздражены те, кто все еще считает, что нас не должны заставлять носить шлемы, или по какой-то причине отказывается носить перчатки. Наибольшее влияние, если это произойдет, может быть оказано на скутеристов, которые надевают базовые водонепроницаемые куртки, чтобы добраться до работы и обратно. На данном этапе это лишь предположения.
"Как член рабочей группы, разработавшей первоначальные стандарты CE, я никогда не хотел, чтобы гонщиков заставляли носить защитную экипировку", - говорит Пол. "Я просто хотел, чтобы покупатель мог прийти в магазин, сделать вывод и совершить осознанную покупку на основе независимого стандарта тестирования. Я по-прежнему придерживаюсь этой позиции и считаю, что всеобщее категоризирование всей мотоциклетной одежды нелогично. Но это крайняя реакция, в создании которой виновата индустрия в целом; если бы каждая компания выпускала нишевую линейку одобренной CE продукции - хотя бы 5% от всего ассортимента - я не думаю, что мы были бы в такой ситуации. Но слишком долго большинство придерживалось позиции игнорирования стандартов, продолжая рекламировать одежду как защитную".
Будет ли ваша мотостраховка недействительной, если на вас не надета экипировка, одобренная CE?
Поскольку законом не предусмотрено обязательное ношение одежды, одобренной СЕ, страховая компания не будет обращать внимания на то, во что одеты вы или ваш пассажир, в случае предъявления претензий. Однако в Великобритании наличие подходящего шлема является обязательным требованием, и если вы или ваш пассажир получите травму, не надев мотошлем, одобренный стандартом ECE 22.06, у страховщика могут появиться основания для снижения размера компенсации или даже отказа в удовлетворении иска.
Хотя технически вы можете носить любую одежду, мы настоятельно рекомендуем вам использовать лучшее защитное снаряжение, которое вы можете себе позволить, и обеспечить себе максимальную безопасность.
Хотя вы можете ездить в шортах и футболке, если хотите, юридический термин, называемый " контрибуционная халатность", может привести к уменьшению выплаты по иску о возмещении ущерба, если вы пострадали по вине другого водителя - страховщик третьей стороны может использовать случай Фрум и другие против Батчера. Ознакомьтесь с этой короткой статьей, чтобы узнать больше о небрежности при участии в ДТП.
Какую экипировку для мотоцикла я могу купить сейчас?
В продаже имеется огромный выбор комплектов; некоторые из них будут соответствовать стандартам prEN 17092 или EN 17092 - и иметь соответствующую маркировку CE - а некоторые будут соответствовать стандарту EN 13595. И многие из них вообще не будут иметь маркировки CE, потому что, хотя все, что считается защитным, должно было пройти независимые испытания уже много лет назад, этого просто не произошло, и многие из них все еще лежат на полках магазинов.
Вполне возможно, что мы увидим некоторые скидки, так как старые запасы будут удалены, и вы также, вероятно, увидите много одинаковых продуктов, но один имеет маркировку CE, а другой нет - это зависит от качества сборки, которое уже было на месте.
В конечном счете, для подавляющего большинства мотоциклистов, которые ценят свою безопасность, новое законодательство можно рассматривать только как положительный момент. Исчезла всякая двусмысленность, поэтому таможенным службам и торговым стандартам будет гораздо проще изымать из продажи продукцию, не прошедшую независимые испытания, а потребитель сможет получить наилучшую цену, потратив свои деньги.
У нас по-прежнему будет выбор, но он будет осознанным, хотя, пока производители осваиваются с новыми стандартами, мы уже видим, как некоторые относительно легкие продукты соответствуют высоким стандартам, в то время как другие, с иногда более жесткой конструкцией, но не соответствующие определенным критериям, кажутся менее качественными. Потребителям и производителям придется учиться, но, по крайней мере, теперь на бренды возлагается обязанность доказывать, что их продукция защищает, а не просто заявлять об этом.